Отдел социологии молодёжи института социально-политических исследований РАН
Лицензия   |   Контакты   
Исследования




Проблемы прав молодежи

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА МОЛОДЕЖИ В СНГ И ОСНОВНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Исследование посвящено изучению как теоретических, так и прикладных проблем реализации социально-экономических и культурных прав молодежи. Учитывая наиболее активный период ее социализации в подростковом возрасте, основное внимание уделяется анализу процесса правовой социализации подростков, формирования их правосознания и правовой культуры. При этом всесторонне исследуются факторы, способствующие или препятствующие реализации их прав, изучается состояние правового образования и возможности его дальнейшего совершенствования для повышения уровня правовой культуры различных категорий учащихся и студентов.
Рассматриваются следующие проблемы, связанные с изучением и реализацией прав российских подростков:
методологические и методические подходы к социологическому исследованию правовых отношений подростков;
источники правовой информации и степень информированности подростков о своих правах и гарантиях их защиты;
степень распространенности в среде общения подростков фактов нарушения их прав, классификация по видам и источникам нарушений;
факторы, способствующие и препятствующие реализации прав подростков;
отношение подростков к существующей правовой системе, гарантирующей защиту их прав;
структура правового сознания и правовой культуры подростков;
типология подростков по уровню правовой культуры и анализ тенденций ее изменения;
социальные механизмы регулирования процесса формирования правовой культуры подростков и оценка их эффективности.
Объективная сторона этих проблем определяется характером общественных отношений, присущих данному этапу развития российского общества. Однако для понимания социальной природы возникающих противоречий, связанных с формированием правовой культуры молодежи, необходимо их рассмотрение в сравнении с аналогичными процессами, протекающими в других странах СНГ, в частности в Республике Беларусь.
Для переходного периода, переживаемого в настоящее время нашими странами, характерны как общие процессы, обусловленные едиными социально-экономическими условиями их продолжительного совместного развития, так и специфические, определяемые национальными особенностями и своеобразием избранных ими трансформационных стратегий. Проявление общих и специфических тенденций имело место и в реформах правовых систем, получивших различное отражение в сознании людей, прежде всего, молодежи.
Исследования проводились по заказу Московского бюро ЮНЕСКО в период 2003-2005 гг. в Российской Федерации (в Москве и в Воронеже), а также для получения сравнительных данных в Республике Беларусь (в Минске и в Гомеле). Выборка квотная, составила 1603 чел. и распределилась по городам и категориям учащейся молодежи следующим образом:

Города Категории учащихся Итого
В школе В ПТУ В техникуме В ВУЗе
Москва 100 100 100 100 400
Воронеж 100 101 104 96 401
Минск 100 100 102 100 402
Гомель 98 80 122 100 400
Итого 398 381 428 396 1603

Проводился опрос экспертов. В качестве экспертов выступали юристы, преподаватели ВУЗов и техникумов, учителя, работники правоохранительных органов. Выборка квотная. Всего в экспертном опросе участвовало 84 человека (49 чел. в России и 35 чел. в Белоруссии), в т.ч. юристы – 38%, педагоги – 37%, госслужащие – 12%, научные работники – 12%, мужчины – 45,3%, женщины – 54,8%. Среди них 84% имеют отношение к работе с подростками.
Выводы и практические рекомендации по управлению процессом формирования правовой культуры подростков проверялись в ходе социального эксперимента.
В исследовании использовались также данные социологического мониторинга, проводимого Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в период 1990-2002гг. в 12 регионах РФ. В исследовании 2002 г. выборка молодежи в возрасте 15-29 лет составила 2000 чел.
В предметной области исследования, выделяются экономические и личностные права молодежи, закрепленные в отечественном законодательстве, а также права, подпадающие под компетенцию ЮНЕСКО, закрепленные в двух пактах ООН от 16 декабря 1966 г. и в законодательстве РФ:
• право на образование;
• право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;
• право свободно участвовать в культурной жизни;
• право на информацию, включая право на свободу убеждений и на свободное их выражение;
• экономические права;
• права личности.
Российская академия наук Институт социально-политических исследований Институт социалогии РАН Rambler's Top100