Отдел социологии молодёжи института социально-политических исследований РАН
Лицензия   |   Контакты   
Актуальные темы
Факторы совершенствования подготовки профессиональных кадров в высшей школе и эффективность их испол
Источник: Россия: модернизация системы управления обществом. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2011 г. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2012. С. 187-209. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Факторы совершенствования подготовки профессиональных кадров в высшей школе и эффективность их использования.

ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Подготовка высококвалифицированных кадров непосредственно связана с повышением качественных характеристик образования молодежи. В этой связи проблема состоит во все более обостряющемся противоречии между общественной потребностью в подготовке профессиональных кадров, отвечающих современным требованиям, и сформировавшимся в последние десятилетия отношением молодежи к образованию. Возможность преодоления этого противоречия в целях совершенствования системы подготовки кадров в стране рассматривается через изменение отношения молодежи к образованию под влиянием социальных факторов.
В теоретическом плане образование концептуализируется в парадигме феноменологической социологии знания и исследуется как объект социальной реальности, отношение к которому (значение, смысл) для молодого человека определяет его поведение в этой сфере, т.е. его становление как специалиста. Для определения влияния различных факторов на становление профессиональных качеств специалистов изучается социокультурный механизм формирования отношения к образованию. Составляющими этого механизма являются базовые и социально-ситуационные аспекты отношения к образованию; исторические архетипы, габитусы как устойчивые предрасположенности (диспозиции) в отношении к образованию; отражение образования в стереотипном сознании и в ментальных структурах.
Эффективность использования кадров, подготовленных в высшей школе, оценивается на эмпирическом уровне посредством показателей соответствия приобретенной специальности фактически выполняемой работе, ценности знаний и ценности труда, гармонизации этих ценностей в профессиональной деятельности.
Базовые характеристики отношения молодежи к образованию. В базовых характеристиках отражается осознание молодыми людьми сущности и социальных функций образования в конкретных условиях развития общества, а также изменений в системе образования. Отношение к нему выражается в ценностных ориентациях молодых людей и в направленности их социального поведения, что объективируется в достигнутом уровне образования. Поэтому социальными показателями базовых характеристик отношения к образованию являются: уровень образования и его динамика, изменение ценностей образования (когнитивных и ценностей самого образования).
Уровень образования молодежи (законченное образование на момент исследования) изменялся в 2002–2011 гг. следующим образом (табл. 1) 1.

Таблица 1
Изменение уровня образования молодежи
2002–2011 гг., в %
Уровень
образования
2002
2006
2011

18–24 года
25–29 лет
18–24 года
25–29 лет
18–24 года
25–29 лет
Неполное среднее
образование (до 9 кл.)
8,6
5,6
8,8
8,5
4,4
0,7
Полное среднее
образование
41,1
19,7
37,3
15,5
34,4
13,6
Среднее специальное
образование
32,1
46,1
35,6
39,8
36,1
48,6
Высшее
и незаконченное высшее
образование
18,2
28,3
18,3
35,6
24,6
36,4
Другие виды образования
0
0,3
0
0,6
0,5
0,7
Источник: Отдел социологии молодежи ИСПИ РАН.

В 2011 г., по сравнению с 2002 г., существенно снизилась доля молодежи, имеющей незаконченное среднее образование. Одновременно возросла численность молодых людей, получивших среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Особенно следует отметить позитивный рост среднего специального образования среди молодежи, учитывая его резкое снижение в 90-е гг. (в 1997 г. доля молодежи со средним специальным образованием составляла 29%). Тем самым обеспечивается и качественный рост контингента абитуриентов в высшие учебные заведения. Заметна тенденция «омолаживания» уровня высшего образования. В два раза чаще стали приобретать высшее образование молодые люди в возрасте до 24 лет. Это, видимо, связано с мерами по отсрочке студентов от службы в армии, и имеет большое значение в становлении профессиональных качеств молодых специалистов. Причем от этого выиграла и армия, получив возможность расширить в своих рядах контингент молодых людей с высшим образованием.
Позитивная направленность выявленной тенденции особенно заметна на фоне образовательной структуры в других возрастных группах (табл. 2).

Таблица 2
Уровень образования по возрастным группам
2011 г.
Возраст
Уровень образования, %

Неполное
среднее
Полное
среднее
Среднее
специальное
Высшее,
незаконченное высшее
Ученая
степень
18–24 года
4,4
34,4
36,1
24,6

25–29 лет
0,7
13,6
48,6
36,4
0,7
30–39 лет
3,4
14,0
47,9
33,9
0,8
40–49 лет
3,0
12,3
53,0
31,0
0,8
50–59 лет
5,6
19,7
53,6
20,2
0,9
60 лет и старше
23,1
18,7
44,3
13,6
0,4
Источник: Отдел социологии молодежи ИСПИ РАН.

Уровень образования, достигнутый нынешним молодым поколением к 29 годам, позволяет рассматривать его, как значительный потенциал роста квалифицированных кадров в стране. По удельному весу высшего образования нынешнее поколение молодежи выгодно отличается от предыдущих. При этом каждый четвертый молодой человек в возрасте 25–29 лет (23,5%) продолжает учебу в среднеспециальных учебных заведениях, а 58,8% – в вузах.
Доля студенческой молодежи среди жителей областных центров заметно снизилась, но при этом она возросла в 4 раза среди молодежи, проживающей в малых городах и в сельской местности. В этой тенденции, во-первых, проявилась устойчивая установка этой части молодежи на высшее образование как способ преодоления рутины сельской жизни; во-вторых, влияние внедрения ЕГЭ, существенно расширившее возможности поступления в вузы молодых людей из, так называемой, глубинки.
Однако уровень образования лишь косвенно свидетельствует о его качестве. Поэтому многое в процессе подготовки высококвалифицированных кадров зависит от ценностной составляющей базовых характеристик отношения молодых людей к образованию. Качество образования в значительной мере определяется мотивами его приобретения, тем, какое место в них занимают ценности образования и приобретаемого знания (табл. 3).

Таблица 3
Ценностные представления молодежи об образовании
Возраст
Развитие
способностей
Диплом
Потребность
в познании
Престиж
Карьера
Общая
культура
18–24 года
22,4
14,8
13,1
4,4
39,9
5,5
25–29 лет
20,0
20,2
12,1
7,9
35,0
4,3
Источник: Отдел социологии молодежи ИСПИ РАН.

Распределение ответов позволяет сделать вывод о соотношении терминальных и инструментальных ценностей образования. Образование как ценность (терминальная) определялось набором смысловых значений: развитие способностей, потребность в познании, общая культура. В 2011 г. в возрастной группе 18–24-летних молодых людей терминальная ценность образования составила 41%, а в группе 25–29-летних – 36%. Для сравнения, в 2002 г. среди 25–29-летних ее значение было выше – 59%. То есть отмечается тенденция существенного снижения доли терминальных ценностей в отношении к образованию. Инструментальные ценности, характеризующие отношение к образованию как к средству достижения других целей, составили в 2011 г. в группе 18–24 г. – 59%, а в группе 25–29-летних – 64%. Отсюда следует, во-первых, то, что с возрастом заметно повышается уровень инструментальных ценностей образования, а, во-вторых, на фоне постоянной инструментализации образования, отмечаемой в постсоветский период2, в 2011 г. произошел резкий скачок данной тенденции. Подобный «всплеск» доли инструментальных ценностей образования свидетельствует о наличии весьма влиятельного негативного фактора, связанного, по всей видимости, с очередным этапом модернизации системы образования.
Обращает на себя внимание весьма низкий процент связывающих смысл образования с познанием. В этой связи рассмотрим, в какой степени знание является ценностью для молодых людей, т.е. когнитивной ценностью, также относящейся к базовым характеристикам отношения к образованию.
Вопрос, направленный на исследование ценности знания, состоял из нескольких суждений (табл. 4).

Таблица 4
Ценностное отношение молодежи к знаниям
2011 г.
Возраст
Знание –
это главное
достояние
человека
В наше время
без знаний
можно обойтись,
были бы деньги
К получению знаний
нужно стремиться всегда
для общего развития,
даже если они не востребованы
в практической жизни
Знания –
не самоцель,
а средство решения
поставленных
задач
18–24 года
58,5
51,4
56,3
43,7
25–29 лет
41,5
48,6
52,1
47,9
Источник: Отдел социологии молодежи ИСПИ РАН.

Процесс инструментализации распространился и на когнитивные ценности, хотя и не в столь контрастной форме. Каждый второй в старшей возрастной группе (48%) считает, что знания – лишь средство решения поставленных задач, а 49% молодых людей убеждены, что деньги могут заменить знания. Причем в 2002 г. инструментальную ценность знания разделяли 45% респондентов в данной возрастной группе. Примечательно, что снижение доли терминальной ценности знания и рост ее инструментального значения отмечается в старшей возрастной группе, в которой значительный удельный вес составляют студенты и молодые специалисты. Тот факт, что терминальную ценность знания разделяют чуть больше половины молодых людей, становящихся профессионалами, свидетельствует о невостребованности знаний в современном российском обществе.
Несмотря на рост образовательного уровня молодежи, невысокие значения терминальных ценностей образования и знания в ее мотивационной структуре не позволяют сделать вывод об удовлетворительном состоянии базовых характеристик отношения молодежи к образованию. Это сказывается на качестве подготовки высококвалифицированных специалистов. Поэтому потенциал, заложенный в сравнительно высоком уровне образования молодежи, может быть реализован при условии формирования мотивации, адекватной современным вызовам.

Социально-ситуационные факторы трансформации базовых характеристик отношения к образованию. В различных социальных и социально-экономических условиях жизнедеятельности молодежи возникают ситуации, в которых ее отношение к образованию претерпевает существенные изменения. Это происходит под влиянием многих факторов, среди которых выделяются: принадлежность молодых людей к различным социальным группам, материальное положение молодежи, а также изменения в системе образования, связанные с ее модернизацией. В совокупности они определяют социально-ситуационный аспект отношения молодежи к образованию.
Одним из таких факторов является образование родителей. Действительно, в семьях более или менее образованных родителей складываются разные жизненные ситуации, влияющие на получение образования детьми. Возникает вопрос, является ли данная тенденция результатом формирования соответствующих ориентаций на высшее образование среди молодежи? Сравним ценности образования и знаний молодежи в зависимости от уровня образования родителей в 2002 и 2011 гг. (табл. 5).
Если в 2002 г. влияние уровня образования родителей на изменение ценности образования и ценности знания в сознании молодых людей заметно, то в 2011 г. влияние этого фактора не прослеживается. Терминальная ценность образования в 2002 г. составляла 52,5% среди молодых людей, отец которых имел неполное среднее образование и 63,4% – среди молодых людей, чьи отцы имели высшее образование. Терминальная ценность знания изменялась соответственно с 31,5% до 40,6%. В 2011 г. в семьях с низким и высоким образовательным уровнем родителей значения терминальных и инструментальных ценностей практически не различаются. Скорее всего, это явилось следствием новых повседневных реалий, связанных с введением ЕГЭ, принципиально изменивших отношение к образованию и знаниям не только среди молодых людей, но и со стороны их родителей. В этой ситуации и молодые люди, и их родители вынуждены приспосабливаться к новым правилам, в которых основной упор делается не на овладении комплексом знаний, всесторонне развивающих учащихся, а на узкой предметной специализации, направленной на поступление в вуз.

______________________________________________________


8. Современная социальная реальность России и государственное управление. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2012 г. Том 1. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2014. С. 163-174. Зубок Ю.А. Социальные и социально-экономические факторы совершенствования подготовки квалифицированных кадров через систему высшего образования. Эффективность их использования. Качество подготовки соответствию специальности. Второй этап.

СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эффективность их использования. Качество подготовки
соответствию специальности. Второй этап

Признанным критерием эффективности подготовки высококвалифицированных кадров является соответствие фактически выполняемой работы приобретенной специальности в вузе. Его обоснование, эмпирическая верификация и содержательная интерпретация явились результатом первого этапа исследования, итоги которого опубликованы в годовом сборнике института3. Было показано, что молодые специалисты, работа которых полностью соответствует полученной специальности, отличаются более высоким уровнем профессиональной подготовки по сравнению с работающими по другой специальности. На это указывает более высокий уровень связи терминальной ценности образования, знаний, отношения к труду с работой по специальности.
Вместе с тем в результате анализа было выявлено, что за последнее десятилетие доля выпускников вузов, работающих по специальности, уменьшилась. Одновременно значительно выросла доля работающих по близкой, схожей специальности. А каждый третий работает по совершенно другой специальности. В этих тенденциях отразились как невысокая эффективность подготовки кадров в высшей школе, так и влияние конъюнктуры рынка труда. Причем следует учитывать, что влияние рынка на молодых специалистов и на тех, кто уже приобрел достаточно высокий профессиональный статус, принципиально различается. Для молодого специалиста работа по специальности является необходимым условием завершения, начатой в вузе профессиональной социализации. В противном случае он утрачивает знания и навыки, полученные в процессе обучения. Лишь, приобретя необходимый опыт и устойчивый профессиональный статус, он может чувствовать себя достаточно уверенно для более выгодного предложения своей рабочей силы на рынке труда. Поэтому изменение профессии и места работы как формы социального продвижения в условиях рынка, получившей распространение во всем мире и в современной России, предполагает наличие высокой квалификации и опыта, и никак не относится к молодым специалистам, вынужденным работать по совершенно другой специальности.
Продолжая анализ4, рассмотрим, в какой степени влияют на работу молодых специалистов различные факторы, связанные как системой подготовки кадров, так и с коллизиями, происходящими на рынке труда. Выделим три группы респондентов: первая группа – работа, которых в полной мере соответствует полученной специальности; вторая группа – работающих по близкой, схожей специальности; третья группа – работающих по совершенно другой специальности. Проанализируем, как оценивают представители этих групп возможности самореализации в сфере труда – в поиске работы, в повышении квалификации и заработной платы, в продвижении по службе (в карьере), в защите своих прав, в предпринимательской деятельности (табл. 1).

Таблица 1
Связь соответствия работы полученной специальности с возможностями самореализации
в сфере труда
Соответствие работы
полученной специальности
Оценка возможностей, К

В поиске
работы
В повышении
квалификации
В повышении
зарплаты
В служебном
продвижении
В правовой
защите
В бизнесе
Работа в полном соответствии
с полученной специальностью
4,87
5,01
4,33
4,54
4,83
2,95
Работа по близкой,
схожей специальности
4,30
4,80
4,07
4,22
4,57
2,89
Работа по совершенно другой
специальности
4,08
4,64
4,17
4,32
4,58
3,63
Примечание: К – средневзвешенный коэффициент по 7-балльной шкале оценок.

Анализ табл. 1 указывает на невысокие значения оценок респондентами своих возможностей в сфере труда. Во всех группах они не превышают 5 баллов по 7-балльной шкале. Это свидетельствует о неудовлетворенности значительной части молодых специалистов условиями, предоставляемыми современным рынком труда, что негативно отражается на их профессиональном становлении. Наименьшие возможности молодые специалисты видят в служебном продвижении (в карьере), в перспективе повышения заработной платы, в занятиях бизнесом. Вместе с тем четко прослеживается прямая зависимость оценок всех возможностей от работы по специальности. Так, оценка возможности найти работу находится в 1-й группе на 2-м месте (К = 4,87), перемещаясь во второй и третьей группах на 3-ю и 5-ю позиции (К = соответственно, 4,30 и 4,08). В процентном выражении высоко оценивают (5-я, 6-я и 7-я позиции) возможности в поиске работы, соответственно, 60,3%, 45,6% и 45,3% молодых специалистов в этих группах. По другим показателям (повышение квалификации, заработной платы, служебного продвижения, правовой защищенности) оценки возможностей в группе молодых специалистов, работающих в полном соответствии с полученной специальностью заметно выше, по сравнению с оценками работающих по близкой и другой специальности. Исключение составляет лишь более высокая оценка возможности в бизнесе среди молодых специалистов, работающих по совершенно другой специальности. Видимо, не найдя работу по специальности, они занялись предпринимательской деятельностью. Тем самым подтверждается сделанный ранее вывод, что работа по специальности зависит не только от конъюнктуры рынка труда, но и от профессиональных качеств молодого специалиста, приобретенных в вузе.
Рассмотрим, насколько влияют на работу по специальности различные характеристики самого труда, его разделения по характеру трудовой деятельности и по формам собственности предприятий (табл. 2).

Таблица 2
Связь соответствия работы полученной специальности с характером труда и формами
собственности, %
Соответствие работы
полученной специальности
Оценки связи с характером труда и формами собственности

Характер труда
Формы собственности

Умственный
Физический
Государственная
Негосударственная
Работа в полном соответствии
с полученной специальностью
63,5
36,5
40,3
43,5
Работа по близкой,
схожей специальности
67,4
32,6
40,0
51,1
Работа по совершенно другой
специальности
40,7
59,3
21,8
70,9

Данные табл. 2 подтверждают наличие такой связи. Работа молодых специалистов, занятых преимущественно умственным трудом, а также на предприятиях в сфере государственной собственности, значительно чаще соответствует специальности, приобретенной в вузах. Две трети (63,5%) из них заняты умственным трудом, хотя многие вынуждены осваивать профессии, относящиеся к физическому труду (36,5%). Нередко это связано с более высокой оплатой. В условиях ограниченных возможностей трудоустройства по специальности, а также в поисках более высоких заработков, большинство выпускников вузов (70,9%) обращаются в негосударственный сектор, довольствуясь при этом любой работой, в том числе и физической (59,3%). Совершенно очевидно, что, работая не по специальности, выпускник утрачивает многие из приобретенных знаний, вынужден зачастую переучиваться, что может надолго задержать его становление как профессионала. Учитывая масштаб, который приобрела подобная ситуация, необходимо принять неотложные меры по приведению в соответствие направленности профессиональной подготовки в системе высшего образования структуре и реальным потребностям рынка труда.
Еще более конкретизируются условия, влияющие на работу по специальности в отраслевом разрезе (табл. 3).

Таблица 3
Соответствие работы, полученной специальности в различных сферах (отраслях)
производства, %

Из анализа табл. 3 следует, что среди работающих в полном соответствии со специальностью наибольшая доля (36,5%) приходится на материальное производство (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт, включая ремонт и обслуживание). Каждый 4-й (23,8%) занят в сфере обслуживания (здравоохранение, физическая культура, экология, нотариат, юриспруденция, правоохранительная деятельность, ЖКХ, соцобеспечение, страхование). Каждый 5-й – в духовном производстве (культура, искусство, наука, образование, литература, связь, информация, включая СМИ). Каждый 10-й (11,1%) – в сфере распределения и обмена (финансово-банковская, посредническая деятельность, оказание услуг, торговля, материально-техническое снабжение). Наименьшая доля (8%) отмечается в сфере управления (госаппарат, хозяйственное управление, аппарат политических и общественных организаций). Аналогично распределяются по сферам производства выпускники, работающие по близкой специальности, за исключением сферы распределения и обмена. Но картина заметно меняется в группе работающих по другой, смежной специальности. Здесь занятость концентрируется в основном в материальном производстве (50,8%) и в сфере распределения (28,8%).
Видимо, нужна координация усилий для регулирования этих процессов на межотраслевом уровне, для чего необходимо предусмотреть поправки в действующее законодательство, а также систему мер по стимулированию использования молодых специалистов.
В условиях неодинаковой оплаты труда в государственном и негосударственном секторах экономики, а также в различных сферах (отраслях) производства, значимым фактором выбора работы становится материальное положение. Рассмотрим, в какой степени оно влияет на предпочтение молодыми специалистами работы по специальности. Материальное положение оценивалось по ответам на вопрос: «К какой из групп по уровню жизни Вы себя относите?», исходя из следующих альтернатив.
1. «Я едва свожу концы с концами. Заработанных денег мне с трудом хватает на питание», «Мне хватает денег на питание и недорогую одежду. Покупка всех остальных вещей за пределами моих возможностей» – малообеспеченные.
2. «Моих доходов хватает только на то, чтобы прилично одеваться. Дорогие вещи мне не по карману» – обеспеченные ниже среднего уровня.
3. «Мне хватает денег и на хорошую одежду, и на некоторые недорогие вещи длительного пользования» – среднеобеспеченные.
4. «Я могу себе позволить некоторые достаточно дорогие вещи для обустройства быта. Однако покупку автомобиля или отдых за рубежом мне не осилить» – обеспеченные выше среднего уровня.
5. «Я могу позволить себе скромный отдых за рубежом и недорогой автомобиль, но покупка собственной квартиры для меня проблема», «У меня нет никаких материальных проблем. «Я могу позволить себе практически все, включая покупку квартиры, дорогой машины и многое другое» – высокообеспеченные.
Проанализируем связь работы по специальности с материальным положением (табл. 4). Анализ табл. 4 отражает в целом невысокий уровень материального положения молодых специалистов даже по российским стандартам. Каждый 2-й молодой специалист, работа которого полностью соответствует полученной в вузе специальности, относится к категории малообеспеченных (20,5%), либо обеспеченных ниже среднего уровня (30,2%).

Таблица 4
Связь соответствия работы полученной специальности с уровнем материального положения, %




Учитывая, что, по данным «РОМИР», доля желающих эмигрировать среди молодежи в возрасте 18–24 лет достигла 48%, не трудно прогнозировать дальнейший рост «утечки мозгов».
Низким уровнем материального положения во многом объясняется и выбор (чаще всего вынужденный) молодыми специалистами работы по близкой, либо совершенно по другой специальности. Доля остро нуждающихся среди них заметно повышается, достигая 67,8% среди работающих по другой специальности. Это подтверждается и ответами на вопрос: «Насколько Вас удовлетворяет нынешнее материальное положение?». Степень удовлетворенности, оцениваемая по 7-балльной шкале, среди работающих по совершенно другой специальности значительно ниже (средневзвешенный коэффициент равен 3,36), чем среди работающих по полученной в вузе специальности (К = 3,81). Нельзя также не учитывать, что в этот период перед молодым человеком, как правило, остро встают другие проблемы, связанные с созданием собственной семьи. В такой ситуации молодой специалист часто бывает вынужден жертвовать профессиональным ростом, отдавая предпочтение более высокой зарплате. В конечном итоге он пробьет себе дорогу в жизни, но возникающие при этом моральные и профессиональные издержки, не сопоставимы с «копеечной» экономией на молодых специалистах.
Рассмотрим, как влияет на выбор молодого специалиста родительская семья (табл. 5).
В табл. 5 прослеживается связь работы по специальности с уровнем образования родителей. Большинство молодых специалистов – выходцы из семей, где родители имеют среднее специальное и высшее образование. При этом среди выпускников вузов, работающих по приобретенной специальности, их доля значительно больше, чем в группе, работающих по другой специальности.

Таблица 5
Связь соответствия работы полученной специальности с образованием родителей, %

Так, в 1-й группе имели отца со среднеспециальным и высшим образованием 81% респондентов, а мать – 79,3%, в то время, как в третьей группе это соотношение составило, соответственно, 60,4% и 56,9%. То есть влияние отца несколько выше, чем матери. Но это, скорее, не прямое влияние. Просто в семьях высокообразованных родителей складывается атмосфера, способствующая формированию у детей соответствующих личностных качеств. Поэтому, поддерживая молодых специалистов сегодня, государство обеспечивает расширенное воспроизводство профессионально-квалификационного потенциала завтра.

Таблица 6
Связь соответствия работы полученной специальности с личностными качествами
молодых специалистов

Соответствие работы
полученной специальности
Оценки связи с личностными качествами, %

Нравственная
Коммуникативная
Эмоционально-чувственная

Совестливость
Искренность, доверчивость
Чувство братства
Дорожить мнением
окружающих
Быть как все
Чувственность, душевность
Страстность
Максимализм
Импульсивность,
противоречивость
Консерватизм
«Русский авось»
Работа в полном соответствии
с полученной специальностью
55,6
47,6
44,4
44,3
20,9
49,2
23,8
25,4
28,6
12,7
4,8
Работа по близкой,
схожей специальности
47,8
56,5
43,5
34,8
13,0
39,1
17,4
13,0
30,4
6,5
10,9
Работа по совершенно другой
специальности
45,8
42,4
45,8
32,2
28,8
37,3
11,9
15,3
16,9
8,5
5,1

Рассмотрим влияние личностных качеств на работу молодых специалистов по приобретенной специальности. Используем для этого ответы на вопрос: «Какие из нижеперечисленных качеств в той или иной степени присущи лично Вам?», сгруппировав их по трем группам: нравственные, коммуникативные, эмоционально-чувственные качества. Как следует из анализа табл. 6, молодые специалисты достаточно критично оценивают свои личностные качества. Нравственные качества, занимающие 1-ю позицию в самооценках, отмечаются лишь каждым 2-м из них. При этом самооценки молодыми специалистами, работающими в полном соответствии с полученной специальностью, таких качеств, как совестливость (55,6%) и искренность, доверчивость (47,6%), заметно превышают самооценки этих качеств среди работающих по другой специальности (соответственно, 45,8% и 42,4%). То есть формирование нравственных качеств является не только необходимым условием подготовки профессиональных кадров, но и значимым фактором адаптации к труду молодых специалистов в современных условиях.
Несколько ниже по своим значениям самооценки коммуникативных качеств. Здесь среди работающих по специальности выделяются чувство братства (гостеприимство, взаимопомощь, щедрость) – 44,4% респондентов и стремление дорожить мнением окружающих («Что скажут люди?») – 44,3%. Причем чувство братства в одинаковой мере присуще всем молодым специалистам, а самооценка стремления дорожить мнением окружающих заметно выше среди работающих по специальности. Это входит в противоречие с невысокой самооценкой качества – «Быть как все» (20,9%), которое можно объяснить различной направленностью самоидентификации молодых специалистов, работающих и неработающих по специальности. Уважая мнение окружающих (что скажут люди?), работающие по специальности не стремятся быть как все, тем самым демонстрируя свою идентификацию с меньшинством. Наоборот, работающие по совершенно другой специальности меньше ориентированы на мнение окружающих, находя самооправдание в самоидентификации с большинством – работаю как все. Тем самым молодые специалисты выразили свое понимание, что работа по специальности в современном российском обществе является, скорее, отклонением, чем нормой.
Общественная опасность подобного самоощущения состоит в том, что в сознании молодых специалистов возникает неадекватное представление об общественной ценности труда по специальности. Нормой, как бы становится работа не по специальности, поскольку ей занята большая часть выпускников вузов. Возникающее противоречие нарушает связь между общественными и индивидуальными ценностями, что приводит к деформации саморегуляционных процессов, происходящих в среде молодых специалистов.
Среди работающих по приобретенной и совершенно другой специальности, значительно различаются и самооценки эмоционально-чувственных качеств. Чувственности, душевности (49,2% против 37,3%); страстности (23,8% против 11,9%); максимализма (25,4 против 15,3%); импульсивности, противоречивости (28,6% против 16,9%); консерватизма (12,7% против 8,5%). Исключение составляет лишь такое качество, как «русский авось», в несколько большей степени присущий молодым специалистам, работающим по близкой, либо по совершенно другой специальности. Очевидно, расчет на авось становится для них способом рационализации социальной реальности в условиях неопределенности.
Доминанта эмоционально-чувственных качеств среди работающих по приобретенной специальности свидетельствует о влиянии на формирование отношения к профессиональному труду традиционных черт, присущих российской ментальности. Данный вывод подтверждается и оценкой молодыми специалистами типичных черт, присущих их поколению (табл. 7).

Таблица 7
Оценка молодыми специалистами типичных черт своего поколения, %
Соответствие работы
полученной специальности
Черты, присущие в полной мере своему поколению

Широта души
Вольность
(независимость, свободолюбие)
Духовная свобода
Работа в полном соответствии
с полученной специальностью
27,0
47,6
39,7
Работа по близкой,
схожей специальности
10,9
37,0
23,9
Работа по совершенно другой
специальности
22,0
28,8
22,0

Идентифицируя себя с поколением, респонденты оценивают, насколько им самим присущи эти черты. Из табл. 7 следует, что они больше присущи работающим в полном соответствии с полученной специальностью. В этой группе считают, что в полной мере присущи их сверстникам такие черты национального характера, как широта души – 27%, вольность (независимость, свободолюбие) – 47,6%, духовная свобода – 39,7%. Как видно, эти значения превышают соответствующие оценки работающих по близкой и совершенно другой специальности. На контрольный вопрос: «Какая свобода более значима для Вас лично – внешняя (например, демократические свободы) или внутренняя (духовная свобода)?» ответы распределились следующим образом. Среди работающих по полученной специальности внутреннюю свободу предпочли 65,1% респондентов, а внешнюю – 12,7%, в то время, как в группе работающих по совершенно другой специальности – соответственно, 47,5% и 22%. Отсюда следует, что черты национального характера, отраженные в коллективном бессознательном россиян, присущи значительной части молодого поколения и оказывают влияние на процесс профессионального становления молодых специалистов.
Однако молодые специалисты, работа которых в полной мере соответствует полученной специальности, в большей степени обладают не только качествами, традиционными для российской ментальности, но и присущими современной этике труда. Это проявилось в том, какие качества они ценят в других людях, вступая в отношения с ними (табл. 8).
Известно, что предъявляя требования к другим, люди руководствуются собственными личностными качествами. Как следует из табл. 8, молодые специалисты ценят в других, прежде всего, моральные качества, представляющие традиционную ценность. Но на отношения с другими, влияют также их деловые, профессиональные, лидерские качества, успешность, т.е. качества личности, присущие современным обществам. Как видно они разделяются каждым вторым молодым специалистом.

Таблица 8
Оценки качеств других людей, вызывающие позитивное отношение к ним
Соответствие работы
полученной специальности
Оценки качеств, %

Моральных
Деловых, профессиональных
Лидерских
Успешности
Работа в полном соответствии
с полученной специальностью
85,7
52,4
49,2
47,6
Работа по близкой,
схожей специальности
82,6
56,5
52,2
43,5
Работа по совершенно другой
специальности
79,7
50,8
42,4
45,8

При этом работающие в полном соответствии с полученной специальностью более высоко оценивают как моральные, так и современные качества, чем работающие по совершенно другой специальности. Моральные качества, соответственно, 85,7% против 79,7%; деловые, профессиональные качества – 52,4% против 50,8%; лидерские качества – 49,2% против 42,4%; успешности – 47,6% против 45,8%. Следовательно, современные характеристики трудовых отношений отражаются на жизненной позиции молодых специалистов, усиливая их мотивацию выбора работы по специальности.
В пользу этого вывода свидетельствуют и оценки жизненной позиции молодых специалистов, полученные на основе 7-балльной шкалы (между активной позицией, оцениваемой в 7 баллов, и пассивной – 1 балл). Степень активности жизненной позиции молодых специалистов, работающих в полном соответствии с полученной специальностью (средневзвешенный коэффициент = 5,95), значительно выше по сравнению с работающими по совершенно другой специальности (К = 5,49). Это означает, что работа по специальности не гарантируется выпускнику вуза, как это было в советское время. В условиях рынка ее поиск требует от него соответствующей мотивации и проявления активности. То есть работающие по приобретенной в вузе специальности более мотивированы, чем те, кто выбрал по разным причинам другую специальность. Поэтому формирование профессиональной мотивации является важнейшей задачей вузов.
Насколько отвечает этой задаче проводимая в стране реформа образования, можно ссудить по отношению к ней молодых специалистов. Среди работающих по полученной специальности удовлетворены в разной степени модернизацией образования 33,3% респондентов и не удовлетворены – 66,7%, а среди работающих по другой специальности, соответственно, – 35,6% и 64,4%. Ощутили на себе в разной степени результаты приоритетного национального проекта «Образование» 17,5% работающих по полученной специальности и не ощутили – 63,5%, а также 20,4% и 57,6%, соответственно, среди работающих по другой специальности. Положительно оценивают внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ) 25,4% и 33,9% респондентов, а отрицательно – 52,4% и 42,4%, соответственно, среди работающих и не работающих по полученной в вузе специальности. Эти данные свидетельствуют о низкой эффективности реформирования образования в стране, направленность которого противоречит традиции российского просвещения и не отвечает современным вызовам.
Жизненные ситуации, возникающие в среде молодых специалистов, не могут не отражаться на их настроении, которое проявляется в различных формах эмоционально-чувственных переживаний: от надежды и уверенности, до безразличия, тревоги, страха, возмущения. Проанализируем на основе 7-балльной шкалы оценки различных проявлений социальных настроений молодых специалистов (табл. 9).

Таблица 9
Изменение социальных настроений молодых специалистов, 2002–2011 гг.
Соответствие работы
полученной специальности
Оценки различных проявлений социальных настроений, К

Надежда
Уверенность
Безразличие
Тревога
Страх
Возмущение

2002
2011
2002
2011
2002
2011
2002
2011
2002
2011
2002
2011
Работа в полном соответствии
с полученной специальностью
5,10
5,24
4,21
4,81
2,37
2,84
3,05
3,41
2,38
2,52
2,66
3,05
Работа по близкой,
схожей специальности
4,87
4,89
3,96
4,52
2,56
2,67
3,24
3,54
2,29
2,87
2,61
3,76
Работа по совершенно другой
специальности
5,12
5,05
4,13
4,37
2,59
3,10
3,06
3,88
2,34
2,56
2,66
3,63
Примечание: К – средневзвешенный коэффициент по 7-балльной шкале оценок.

Из анализа табл. 9 следует, что молодые специалисты в 2011 г., как и 9 лет назад, преимущественно с надеждой и уверенностью относились к реализации своих ожиданий в профессиональном самоопределении, о чем свидетельствуют оценки, заметно превышающие значения оценок безразличия, тревоги, страха, возмущения. Причем чувство уверенности больше присуще молодым специалистам, работа которых полностью соответствует приобретенной в вузе специальности (К = 4,81 против 4,37 в группе работающих по другой специальности). Аналогичная тенденция отмечалась и в 2002 г. Следовательно, работа по специальности повышает самоощущение уверенности среди молодых специалистов, которое позитивно отражается на всем процессе их профессионального становления.
Однако за прошедший период становятся заметными существенные изменения в их настроениях. Работающие по полученной специальности стали с большей надеждой (К = 5,24 против 5,1 в 2002 г.) и уверенностью (К = 4,81 против 4,21) смотреть на перспективы изменения своего положения в сфере труда. А работающие по совершенно другой специальности, наоборот, стали утрачивать надежду (К = 5,05 против 5,12 в 2002 г.). Во всех группах повысились значения негативных оценок эмоционального состояния (безразличия, тревоги, страха, возмущения).
В 2011 г. отмечалась высокая степень (5-я, 6-я и 7-я позиции по 7-балльной шкале) безразличия среди 18% молодых специалистов, тревоги – среди 34,1%, страха, отчаяния – среди 20,4%, возмущения, гнева – среди 34,4%. В этой тенденции хотя и отразился рост социальной напряженности в стране, но проявилась и нарастающая неудовлетворенность молодых специалистов своим социальным положением. На что указывает последовательное возрастание средних суммарных значений всех негативных проявлений от 2,95 среди работающих по полученной специальности, 3,13 среди работающих по близкой специальности до 3,29 среди работающих по совершенно другой специальности. Так, например, чувство возмущения, гнева выразили 39% молодых специалистов, работающих по совершенно другой специальности. То есть вопреки сложившемуся стереотипу, что молодым специалистам все равно, где работать – был бы высокий заработок, анализ выявил другую тенденцию. Большинство из них изначально ориентированы на работу по специальности, а изменение специальности рассматривается ими как вынужденная мера, что болезненно отражается на их социальном самочувствии.

Основные выводы и предложения.
1. Проделанный анализ свидетельствует об отсутствии связи между подготовкой кадров в системе высшего образования и рынком труда. Вузы не проявляют заинтересованности в работе их выпускников по специальности, не имея информации о реальных потребностях рынка труда и необходимых рычагов для контроля. Предприятиям не выгодно доучивать молодых специалистов. Куда проще заполнять ими рабочие места с непривлекательными видами труда. В итоге молодой специалист оказывается один на один со стихией рыночных отношений. Необходимы законодательные и организационные меры, направленные на минимизацию образовавшегося разрыва. Среди них – проведение постоянного мониторинга, проводимого независимыми социологическими службами, как услуг, предоставляемых вузами в подготовке специалистов, так и потребностей в их использовании; разработка мер, стимулирующих заинтересованность вузов в повышении качества профессиональной подготовки студентов, в соответствии с результатами мониторинга; выделение квот государственным предприятиям для молодых специалистов; законодательное определение статуса молодого специалиста с предусмотренными формами защиты его прав на предприятиях со всеми формами собственности; расширение практики заключения двусторонних договоров между вузами и предприятиями по подготовке и трудоустройству кадров при обращении первоочередного внимания на отрасли материального производства, которые являются основными потребителями кадров, подготовленных в высшей школе.
2. Подавляющее большинство молодых специалистов, работа которых не соответствует приобретенной в вузе специальности, заняты в негосударственном секторе экономики. Поэтому необходимо разработать специальные меры законодательного и организационного характера, направленные на стимулирование предприятий с негосударственной формой собственности в использовании молодых специалистов в строгом соответствии с их специальностью.
3. Низкий уровень материального положения является наиболее значимым фактором поиска молодыми специалистами работы, не соответствующей специальности, приобретенной в вузе. Возможно, следует рассмотреть вопрос о кредитации молодых специалистов в первые три года их работы по специальности с последующим погашением кредита по мере повышения их заработной платы. Это будет способствовать профессиональному росту молодых специалистов и повысит заинтересованность предприятий в их продвижении.
4. Несмотря на рационализацию отношений в современном российском обществе, нравственные качества молодых специалистов оказывают заметное влияние на выбор ими работы по приобретенной в вузе специальности, а также на адаптацию к условиям труда. Поэтому необходимо возродить воспитательную работу в учебных учреждениях, разработав новые ее формы, применительно к современной реальности. При этом основной упор должен быть сделан на формирование профессиональных и деловых качеств личности, базирующихся на национальной ментальности и отвечающих современным вызовам.
5. Необходимым условием работы по специальности является соответствующая мотивация труда. Целенаправленное формирование профессиональной мотивации должно найти отражение в учебных программах, став неотъемлемой часть всего учебного процесса. Для этого следует более широко использовать современные технологии по формированию достиженческой мотивации, профессиональной этики, организационной культуры и др.
6. Важная роль в формировании отношения к труду, обеспечивающего в том числе и решение задачи повышения его производительности, принадлежит средствам массовой информации. Формируя позитивный образ специалиста, уважение к профессиональному труду, выявляя возникающие проблемы и обобщая опыт их решения, СМИ могут оказать большое влияние на самоидентификацию и социальное самочувствие молодых специалистов. Это поможет преодолению выявленного в проведенном анализе самоощущения девиантности среди работающих в полном соответствии с приобретенной в вузе специальностью. А также снижению градуса напряженности среди тех, кто столкнулся с трудностями в поиске такой работы. Тем самым СМИ будут способствовать превращению мечты в надежду, без чего она не может стать реальностью.
7. Для совершенствования модернизационного процесса в сфере образования в направлении повышения качества профессиональной подготовки студентов, необходимы следующие первоочередные меры. Во-первых, скорректировать существующие стандарты в высшей школе в направлении расширения форм профессиональной социализации студентов; во-вторых, перепрофилировать подготовку специалистов, в направлении расширения общепрофессиональных знаний в бакалавриате (специалисты широкого профиля) и профессиональной специализации в магистратуре (специалисты узкого профиля), что позволит выпускникам быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке труда; в-третьих, предусмотреть возможность целевой подготовки специалистов через магистратуру для нужд конкретных предприятий на основе кредитования ими профессиональной специализации магистрантов; в-четвертых, разработать систему показателей, определяющих рейтинг вузов на рынке труда, уровень которого мог бы учитываться при их лицензировании. Реализация предлагаемых мер может явиться первым шагом в создании единой системы подготовки кадров и их использования в стране.
Российская академия наук Институт социально-политических исследований Институт социалогии РАН Rambler's Top100